Новости 
Архив новостей 
Сообщить новость 
GoHa.Ru 
Форум 
Скриншоты 
Видео 
Обои (десктоп) 
Музыка 
Смерть и экономика 
Профессии 
Обзор игры 
Типы аммуниции 
ПвП и миссии 
Cистема ПвП 
Системы миссий 
1000 миссий 
Повреждения 
Ранги и титулы 
Битва аватаров 
Все о кораблях ч1 
Все о кораблях ч2 
Морской бой 
Игровая экономика 
Нации 
Порты 
Флейта 
Шебека 
Кеч 
Галеон 
Военный шлюп 
Боевое построение 
Линейный корабль 
Шхуна 
Тендер 
Пушки 
Баркас 
Шлюп 
Офицеры 
Тяжелый фрегат 
Яхта 
104 орудия 
64 орудия 
Легкие Фрегаты 
Бриг 
Большая шхуна 
Капитаны 
История и слухи 
GDC 2007 
Захват порта 
Возможности игры 
Начало игры 
Умения (скилы) 
Август 2005 
Боевые резервы 
Подними клинок 
Магазины Обмена  
Магазины Обмена 2 
Магазины Обмена 3 
Новости 
Главный 
Корабли 
Форумы GoHa.Ru 
Боевое построение
Боевой порядок кораблей



Чтобы обсуждать "Линейные корабли" сначала нужно представить себе, что такое боевой порядок кораблей, чего он требует от капитанов и их судов. До первого использования болевого построения английским флотом в 1653 году фактически не было полных инструкций по тому, как атаковать вражеский флот. В соответствии с правилом большого пальца капитан был обязан вступать в битву с кораблем врага равного размера и орудийной мощи. Это считалось правильным поведением. В результате происходила свалка кораблей, где каждый сражался с кораблем противника примерно равных боевых качеств. Представьте себе, как в американском футболе во время подготовки к матчу обсуждается защита против команды противника. Но, как только битва началась, все планы отбрасываются, и каждый корабль оказывается сам за себя.

Лорд Лимси в 1635 году, командовавший в качестве адмирала, вице-адмирала и контр-адмирала флотом Монетных кораблей, должен был попытаться вступить в схватку с флагманскими кораблями, противостоящими ему. Остальная часть флота, в большинстве своем частные корабли, нанятые для правительства Британии, должны были "найти себе равных противников и помогать друг другу, если понадобится". Создается впечатление, что флот был построен в сплошную линию, но еще оставлял общее управление каждому капитану.

Нам мало известно об эволюции тактических приемов в период с 1635 по 1653 год. Но мы знаем, что 29 марта 1653 года морской генерал Роберт Блейк, морской генерал Ричард Дин и адмирал сэр Вильям Пенн выпустили два комплекта инструкций, один для навигации в море, другой для ведения военных действиях. Они стали основой для более поздних Инструкций по навигации и ведению боя, появившихся в 1710 году, которым предстояло стать библией британского военного флота на более чем сотню лет. В битве Габбардской отмели 2 и 3 июня 1653 года, британский флот столкнулся с голландским противником, в первый раз используя то, что мы можем назвать "строй фронтом", что дало ошеломительные результаты. Голландский флот, под командованием адмирала Маэртена Харпертдзоона Тромпа в двухдневной битве потеряла двадцать кораблей. Одиннадцать из них были захвачена, а девять затонули. Но Тромпа это не устрашило. В 10 августа он вышел к британскому флоту, контролирующему голландский берег, и и атаковал морского генерала Джорджа Мунка с его сотней кораблей. Англичане снова ответили своему противнику линейным боевым строем. Тромп был убил в начале битвы, а голландский флот отступил, потеряв одиннадцать кораблей, которые пошли ко дну.

После таких ошеломительных успехов английский флот всей душой принял тактику линейного строя как единственный способ организации флота для ведения военных действий. Другие страны тоже быстро переняли линейное построение и не только для флотов. Английские эскадры всегда в два линейных корабля требовались по инструкции по навигации и бою чтобы построиться в боевой порядок, если они вступали в боя с равными или превосходящими силами.

Только корабли, способные наносить и выдерживать ужасные повреждения, считались способными быть линейными кораблями. Эти корабля быстро получили военное название (ном де гер) "линейные корабли". Минимальный эффективный размер для линейного корабля определялся его вооружением, и этот минимум постепенно рос. В 1650-х годах "большие корабли" имели примерно 30 орудий. К концу века, 50-орудийный корабль рассматривался как необходимый минимум. к 1750 году корабль с 64 орудиями - минимальное число орудий для линейного корабля третьего ранга - считался минимальным. Ко времени начала войны послеразрыва Бонапартом Амьенского мира в 1802 году, 74-орудийный корабль был самым маленьким кораблем, способным оставаться в составе боевого строя.


Основные виды боевого строя



рис. Положение флагманского корабля при каждом из трех видов построения корабля
(слева направо)
1) строй "колонна; 2) строй фронт и "колонна"; 3) строй фронт.



Было три общих видов строя, все они определялись флагманским кораблем или кораблем старшего офицера из всей группы кораблей, и по нему равнялись. Команда построиться боевым строем фронта означала, что все корабли должны выстроиться перед флагманом. Команда встать в строй "колонна" означала, что корабли должны выстроиться вслед за флагманом. По команде образовать боевой строй фронт и "колонна" корабли выстраивались таким образом, что флагманский корабль оказывался в центре строя. Лишь позднее военные тактики признали, что приблизиться к врагу, соблюдая строй фронта, строй "колонна" или строй фронт и "колонна", довольно сложно, Команда простроиться строем кильватера означала, что корабли должны идти под парусами параллельно друг другу в одном том же направлении на расстоянии примерно 100 футов друг от друга. Приближаясь к врагу строем кильватера, строй кораблей имел самый узкий профиль для вражеских орудий и при необходимости легко перестраивался в цепь, чтобы применить эффект бортового залпа во всей полноте.

Боевой порядок был разработан для того, чтобы полностью использовать преимущества силы бортового орудийного залпа каждого военного корабля, способного построиться в боевой порядок в составе флота или эскадры. При боевом построении вся огневая мощь борта каждого корабля в строю обрушивается на противника одновременно, без риска попасть в свой корабль. Учитывая, что средняя семьдесят четверка имела на одном борту 900 фунтов железа, представьте себе повреждения, нанесенные в Нильской битве, когда тринадцать английских 74-орудийных линейных кораблей столкнулись с девятью французскими 74-орудийными кораблями, тремя французскими 80-орудийными кораблями и 12- орудийным Ориентом. Только от тринадцати английских кораблей бортовой удар по мощности составлял около шести тонн. Мысль о почти 12000 фунтах железа, летящих в их направлении, гарантированно выводила любого противника из равновесия.

Правила поддержания боевого порядка были очень строгими. От капитана требовалось занять место корабля в строю и соблюдать его во что бы то ни стало. Существовал особо оговоренный интервал, обычно примерно половина кабельтова (сотня ярдов), который капитан должен был выдерживать относительно впереди идущего корабля. Любое отклонение влекло за собой сигнал с флагманского корабля. Капитанов предавали военному суду и увольняли со службы за выход из строя без специального приказа. Единственной уважительной причиной нарушения строя было настолько серьезное повреждение корабля, что капитан не мог держать курс или сохранить управление кораблем.

Необходима короткая заметка о сигнализации. Когда адмирал или командующий офицер эскадры хотел отдать приказ всем кораблям, находящимся под его командованием, на сигнальном фале поднимались сигнальные флажки общего сигнала. Это был так называемый подготовительный сигнал. Он сообщал всем кораблям, о каком маневре отдается приказ, в соответствии с инструкцией по сигнализации, имевшейся на каждом корабле, чтобы капитаны могли собрать экипаж. Каждый корабль должен был подтвердить получение подготовительного сигнала. Когда все корабли давали подтверждение, сигналом к выполнению приказа был резкий спуск подготовительных флажков. Это называлось сигналом к выполнению. После дачи сигнала исполнения все корабли выполняли то, что было указано в отданном приказе.

В боевых построениях флотов участвовало обычно две или три эскадры. Каждая эскадра подчинялась приказам своего командира эскадры. Они очень редко шли все время сплошным боевым порядком. Обычно флагманский корабль эскадры располагался в центре строя, а остальные корабли выстраивались строем фронта, колонны и по обе стороны от него, эллиптическим строем. Снаружи от линии кораблей и маленькой колонны шли вспомогательные корабли, посыльные суда, корабли снабжения и т.п. В авангарде шли глаза и уши, фрегаты и военные шлюпы, готовые сигнализировать флагману о любых наблюдениях или передавать сигналами отчеты о звуках орудийных залпов. Как только враг был замечен, вспомогательные корабли направлялись к линии горизонта в направлении, противоположном расположению противника, фрегаты и шлюпы замедляли ход, чтобы позволить подтянуться остальному флоту, и корабли выстраивались в боевой порядок. Затем начиналось маневрирование для занятия самой выгодной позиции. Иногда флоты маневрировали в течение многих часов или дней, прежде чем вступить в бой. Что было тому причиной? Ветер.




"ДЕРЖАТЬ БАРОМЕТР" или "попутного вам ветра"

Мы все слышали это выражение "держать барометр" (это английская идиома, означает "иметь перед кем-то преимущество"; в русском языке есть более подходящее выражение, выражающее пожелание "попутного ветра"). Означает ли это держать в своих руках инструмент, предсказывающий погоду? Нет. Это значит просто, что ветер дует со стороны, противоположной от расположения врага. Почему это так важно? Вспомните о ситуации из "Короля Холмов". Один человек должен сражаться, поднимаясь вверх по склону, другой, спускаясь вниз. Кому из них легче? Тому, кто находится на вершине холма; то же справедливо и для военных парусников. Ветер всегда дует "с холма". Корабль, который "держит барометр", имеет возможность подойти к врагу по более прямой траектории, тогда как кораблю противника придется больше маневрировать, а каждый манёвр связывает ему руки, или приводит к тому, что ветер не надувает паруса, и движение корабля значительно замедляется. Представьте себе двух борцов. Один из них более проворный, легко обхватывает противника. Другой каждый раз, когда пытается повернуться лицом к сопернику, снижает скорость. Быстрый противник, что называется, "держит барометр".

Другое преимущество в ситуации с барометром, а, точнее, с ветром - это крен. Когда дует ветер, судно кренится или наклоняется в сторону от ветра. Если у вас "есть барометр", т.е. ветер для вас попутный, корабль наклонится от ветра, в сторону врага. И наоборот, вражеское судно, если попытается изменить галс и стать параллельно, чтобы ударить бортовым залпом, окажется отклоненным от вас. А это означает, что ваши пушки будут расположены ниже орудий врага, и вам будет намного легче ими управлять, просто используя вертикальную наводку. (Клин с задней стороны пушки, приподнимающие ее. Втолкнуть глубже, чтобы приподнять пушку, оттянуть, чтобы опустить). Орудия противника будут постоянно задраны, даже без всякого клина, и ему придется помучиться, чтобы навести их на ваше судно.

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРОВ БОЕВЫМ ПОРЯДКОМ

Было несколько маневров, связанных с боевым порядком, после того, как корабли уже построились. Чтобы выдерживать строй, адмирал приказывал своим кораблям менять курс последовательно. То есть сначала начинал менять галс первый корабль, стоящий во главе строя. Второй корабль доходил примерно до того места, где находился первый, когда начал разворачиваться, и повторял его маневр. Представьте себе цепочку солдат, в колонне по одному, выполняющих поворот направо колонной ("левое плечо вперед"). Первый солдат поворачивает, второй солдат в цепочке поворачивает ровно на том месте, где повернул первый. В результате последовательной смены галса кораблями сохранялся не только боевой строй, но даже интервал между кораблями. Если адмирал хотел, чтобы весь строй поменял курс на обратный, он отдавал приказ всем вместе поменять курс и положить либо лево, либо право руля. Каждый корабль в строю, исполняя приказ, сразу же поворачивал корабль в сторону в соответствии с приказом, менял курс на противоположный и вновь строился в боевом порядке. Это обеспечивало и изменения всего порядка боевого построения на противоположный.

При масштабных действиях флота корабли делятся на эскадры. Каждой эскадрой обычно руководит вице-адмирал или контр-адмирал; командующий флотом тоже руководит какой-нибудь эскадрой. Это дает адмиралу флота возможность атаковать врага сразу в нескольких пунктах. Он может отправить одну эскадру атаковать врага с наветренной стороны, другую - с подветренной, а еще одну - прямо атаковать вражеский фронт или колонну. Существовали определенные проблемы, связанные с эскадрой, атакующей с наветренной стороны, т.е. "державшей барометр", сохраняя боевой порядок. Атакующей эскадре необходимо было подойти настолько, чтобы стать вровень с врагом и замкнуться на него, и только потом перестраиваться для атаки. Обычно это приводило к тому, что командующий эскадрой отдавал приказ о построении колонной, чтобы все корабли могли подойти близко к врагу единым блоком. Приблизившись на достаточное расстояние, строй переформировывался, и эскадра начинала атаку.

Атака с соблюдением боевого порядка требовала чрезвычайной слаженности при исполнении. Если эскадра, атакующий с наветренной стороны, слишком быстро выполняла свою задачу, она могла ввязаться в битву с неприятелем несколько раньше, чем остальной флот, и тогда у противника появлялось временный численный перевес. Если эскадра с наветренной или эскадра с подветренной стороны вступали в бой с опозданием, центральная эскадра, в составе которой обычно находился адмирал флота со своей свитой, втягивалась в бой с неприятельским центром без адекватной поддержки с флангов.


Национальные тактики

Английская тактическая доктрина предписывала каждому капитану, командующему эскадрой, или адмиралу стремиться к "решающей битве", не дожидаясь своего решительного численного превосходства или превосходства в вооружении. Это означало, что колебания недопустимы. Каждый раз, когда враг оказывался в поле зрения, на кон ставились карьера английского капитана (и его голова). Если он не ввязывался в битву, у него должны были быть для этого необоримые основания. Как говорилось выше, мог быть некоторый период перегруппировки для достижения тактического преимущества, но у врага никогда не должно было возникнуть сомнений, собираются ли они вступать в бой или нет. Тактическая доктрина англичан требовала от капитанов целиться, как правило, в корпус вражеского судна. При сокрушительном ударе по деревянному корпусу должны были образоваться крупные деревянные отломки, наносящие судну больше повреждения, чем само пушечное ядро. Кроме того, так ядро могло снести вражескую пушку, уменьшив тем самым огневую мощь врага.

Французы и испанцы были не столь суровы. Французским капитанам дозволялось "уклоняться от битвы, если они не были к этому вынуждены", если они чувствовали, что находятся в тактически невыгодном положении. Испанские капитаны и адмиралы не имели специальных навигационных инструкций, и им приходилось полагаться в основном на собственные приборы. Французская артиллерийская доктрина состояла в том, чтобы целиться в оснастку корабля с целью снизить маневренность противника и затем, когда вражеское судно станет беспомощным, разбить его. Испанская артиллерийская доктрина, опять-таки, основывалась на личном принятии решения капитаном, по его усмотрению.

Различия между англичанами, французами и испанцами в их подходе к артиллерийскому делу можно проиллюстрировать цифрами боевых потерь. В битве у мыса Сент Винсент (1797) во всем британском флоте было убито только 73 человека и 227 ранено. В испанском флоте один только Сан Николас потерял 144 убитыми, а общие потери испанцев составили 430 погибших и 570 раненных. В Нильской битве (1798) английские потери составили 218 погибших и 618 раненных. Потери у французов были ошеломительными, минимум 1500 погибших и 3500 раненных. Когда взлетел на воздух Ориент, французский флагман, погибло свыше 800 французских офицеров. Взрыв был слышен на расстоянии свыше тридцати двух миль от Розетты, а отблеск взрыва виден в Александрии. Точные цифры потерь у французов в заливе Абу" Кир неизвестны, но по некоторым данным современников можно судить, что общие потери у французов составили 8000 человек.

Морская классификация кораблей

Как упоминалось выше, существовали классы кораблей, которые считались пригодными в качестве линейных (то есть могли идти в составе боевого порядка). Система классификации была введена Стюартами, и к 1633 году в ней выделяли шесть классов. По мере того, как менялись корабли, менялись и классы. В конце 1700-х классы выглядели уже так, как мы сегодня их себе представляем. Самый младший класс, Третий класс линейных кораблей, представлял собой двухпалубники, на которых могло быть от 64 до 80 орудий. Наиболее эффективными и многочисленными из них в последние годы были 74-орудийные корабли, во многих отношениях представлявшие собой идеальный компромисс экономичности, боевой мощи и навигационных качеств; именно они составляли сердце линейного флота. У них были тридцатидвухфунтовые орудия на орудийной палубе и восемнадцатифунтовые на верхней палубе, а экипаж насчитывал от 600 до 650 человек.

Линейные корабли Второго класса обычно представляли собой трехпалубники, на которых было установлено от 90 до 98 орудий. Достигавшие обычно примерно 2000-тонного рубежа, они имели экипаж приблизительно в 750 человек. На орудийной палубе располагались тридцатидвухфунтовые орудия, но восемнадцатифунтовые вместо двадцатичетырех фунтовых устанавливались на средней палубе, а на нижней - двенадцатифунтовые. На палубе бака или квартердека у них стояли облегченные орудия, карронады. Корабли второго класса нередко выступали в море в роли флагманов. Они были известны сложностью управления и своим тихоходством.

Корабли Первого класса, самые большие корабли флота, тоже располагали орудийными батареями на всех трех палубах и обычно использовались в качестве флагманских кораблей. Они были вооружены как минимум 100 тяжелых пушек, которые распределялись по палубам примерно так же, как на кораблях второго класса; их экипаж насчитывал 850 человек, и Строительная Мера составляла свыше 2000 тонн (формула для расчета вместимости корабля, а не его водоизмещения, как теперь).



Корабли Четвертого класса - это двухпалубники с 50 - 60 орудиями; к концу XVIII века их уже не считали годными для участия в боевых построениях. Их вооружение обычно составляли восемнадцатифунтовые орудия, экипаж насчитывал 350 человек, водоизмещение достигало примерно 1000 тонн. Наличие двух палуб на кораблях четвертого класса позволяло размещать на них дополнительный боевой состав, поэтому иногда на небольших военно-морских базах их могли использовать как флагманские корабли.

Другие два класса кораблей, входящие в классификацию, никогда не считались линейными кораблями, пригодными для боевого построения, но, тем не менее, были очень важны для командующего флотом. Корабли пятого класса включали фрегаты, "легендарные корабли" военно-морского флота. Их основное вооружение располагалось на единственной орудийной палубе, они выполняли функции оперативных разведчиков боевого флота, если не выполняли самостоятельную роль: крейсировали в поисках торговых кораблей противника, каптеров или вражеского флота. Развившись из прототипов начала XVIII века, корабли пятого класса времен лорда Нельсона имели разнообразное вооружение и приспособления для размещения орудий, от 32-орудийных кораблей, вооруженных двенадцатифунтовыми орудиями, до 36- и 38-орудийных фрегатов с восемнадцатифунтовыми орудиями; были среди них даже 40-орудийные корабли и срезанные двухпалубники с двадцатичетырехфунтовыми орудиями. Захваченные вражеские фрегаты тоже использовались на военной службе, а большая часть кораблей английской постройки представляли собой копии или реконструкции французских судов. Корабли могли иметь облегченные орудия и карронады на квартердеке и полубаке; их тоннаж мог составлять от 700 до 1450 тонн, а численность экипажа от 250 до 300 человек. Корабли Шестого класса обсуждаются в статье, посвященной военным шлюпам. Командовать небольшими фрегатами нередко поручали лейтенантам, заслуживающим продвижения. На этих маленьких военных кораблях они получали возможность доказать свою готовность к последующему продвижению к высокому званию кэптена (капитана первого ранга; по англ - посткэптен). По этой причине такие суда иногда называли пост-кораблями (postship).

Корабли пятого и шестого класса обычно получали указание держаться сбоку от боевого строя, чтобы повторять сигналы, помогать кораблям, не справляющимся с управлением и брать на абордаж и захватывать как добычу сдавшиеся вражеские корабли. Неписанные военные законы того времени были таковы, что линейный корабль не мог стрелять в корабль пятого или шестого класса при ведении боевых действий в масштабе флота или эскадры.

Конечно, если какой-нибудь капитан одного из этих судов не был достаточно безрассуден, чтобы самому открыть огонь по линейным кораблям.

Статья написана Lawerence D. Davis (Curmudgeon)


Обсудить на форуме  Наверх
Голосование

Raiting@Mail.ru